
фото: МЧС России
Это верхоянское село Юнкюр, стоящее на берегу реки Сартан. 30 июля этого года вода в реке вырвалась из берегов и обрушилась на людские жилища – никто пока не знает точно почему. Кто-то говорит о сильных дождях в горах, ходили слухи о землетрясении, от которого вода из многочисленных озер попала в Сартан.
Есть даже вполне мистическая версия причины такого сокрушительного "осеннего" паводка: местные говорят, что слишком много туристов появляется теперь на священной горе Кисилях. Раньше туда ходили только старые люди, да и то с опаской, так как место считалось запретным. На горе стоят причудливые каменные истуканы, созданные природой, из-под земли бьют два целебных источника, люди здесь излечивались от разных болезней. С 2002 года покой священной горы был нарушен – сюда зачастили туристические группы с материка. В этом году перед проведением в Якутске Детских игр стран Азии огонь для факела разжигали именно здесь, на горе Кисилях (Киhилээх, по-якутски). Не потому ли обрушился на местные села такой разрушительный паводок, самый сильный за последние сорок лет, что люди нарушили покой священной горы? Мистика в Якутии сопровождает тебя все время, это в самом деле загадочное и необычное место. Кто знает, отчего так разбушевались две реки?
Как бы то ни было, а беда пришла в три небольших села – сначала затопило Барылас, на следующий день – Юнкюр, а первого августа вода прорвала дамбу на реке Адыча и под воду ушел поселок Бетенкес. Вода пришла так быстро, что люди едва успели забраться на крыши домов. Одна женщина из Юнкюра сравнила то, что увидела на рассвете, с бегущим табуном черных лошадей - с такой скоростью на окраину села налетела волна высотой под три метра. В коровниках погиб скот, который не успели увести. В Бетенкесе погибли больше ста лошадей. Для людей, которые кормятся за счет животноводства, потери – просто катастрофические. А на носу – заполярная осень, морозы здесь, в двух часах езды от самого холодного места северного полушария, начинаются уже в середине сентября.
Первые сутки 650 жителей Юнкюра провели на крышах и чердаках - без связи (в Верхоянском крае нет сотовых передатчиков), практически без еды и питьевой воды. Смогли спасти дизельный генератор, смотрели "Первый канал", который бодро рапортовал о том, как МЧС ведет спасательные работы в их селе. Видеоряд у "Первого" был, понятное дело, взят из другого места времен весеннего паводка. Вертолет МЧС прилетел и покружил над селом только к вечеру 31-го, когда вода уже начала понемногу спадать. Еще через день началась эвакуация жителей в центр улуса, в Батагай.
Вывезли около 300 человек, почти всех детей, наконец стали подвозить вертолетами еду, воду, медикаменты. Появились чиновники из Якутска, приехал зампред правительства Скрыбыкин, начали решать вопрос о восстановлении жизни в затопленных деревнях, выдаче пособий на ремонт. Подключились и страховые компании – в последнее время до местного населения медленно, но верно стало доходить, что, живя в таких местах, нужно защищать себя со всех сторон. Среди пострадавших оказалось больше двадцати семей, которые застраховали свои дома в «Росгосстрахе» – возмещение убытков от страховой компании в несколько раз превышает пособие от государства. «Росгосстрах" попросил меня съездить в район бедствия вместе с её представителем, чтобы показать и рассказать вам о том, что случилось в Верхоянском районе Якутии в августе этого года. И я поехал.


















Journal information