adagamov.info (adagamov.info) wrote,
adagamov.info
adagamov.info

Categories:

«Мегакрупная Параскева»



...Главный культурный артефакт Перми — деревянная скульптура. Хранится она в Художественной галерее — насупленные ангелы со сморщенными лицами и преувеличенными лбами: мегакрупная Параскева, махонькие Екатерина и Варвара, Саваоф, похожий на боцмана, сидит в каком-то хворосте из лучей. Пермская скульптура — это гибрид католических технологий и наивного русского мироощущения. Здесь жили ссыльные католики — они привезли свои скульптурные навыки, а пермяки-язычники христианских святых скрестили со своими богами. Получился образец восприимчивости местности к чужим культурным прививкам.

Саша Денисова, Бильбао по-русски, Русский репортер, №30-31 (109-110)


Вот так у нас теперь можно писать о русской культуре. Святой Никола Можайский превращается в "насупленного ангела со сморщенным лицом", бог Саваоф с восходящим солнцем – в "боцмана на хворосте", а гениальные пермские резчики по дереву оказываются учениками ссыльных католиков. Ай да Саша Денисова, ай да "Русский репортер".

Г-же Денисовой, заглянувшей, видимо, на минутку в пермскую художественную галерею, где хранится коллекция деревянной скульптуры, собранная Н.Н. Серебрянниковым, неведомо, что упоминания о первых деревянных скульптурах на Угорской земле появляются в русских летописях еще в XIII веке. В Новгородской летописи (1398) говорится о большом количестве идолов-изваяний, из которых наиболее чтимыми были Золотая Баба и Войпель. Это было еще до крещения пермяков в 1501 году.

Н.Н. Серебрянников в своей книге писал о том, что "местные племена занимались деревянным ваянием и очень мудреным". Появление деревянной скульптуры в христианских церквях Пермского края связано в первую очередь с тем, что бывшие язычники ставили условием помещение своего идола в храм. И только потом деревянные языческие идолы уступили место христианским святым и изображению Христа. "Сидящий Спаситель", так любовно изображаемый пермскими резчиками, заменил собой ту самую Золотую Бабу финно-угорских народов. Вот откуда идут корни пермской деревянной скульптуры.

И еще очень важное – в XV-XVI вв угорская культура получает свое новое развитие в связи с приходом в этим места русских "колонизаторов" после того как в 1472 г. Великую Пермь покорило русское войско и привело её в Московское царство. Серебрянников пишет по этому поводу: "Побеждает новая культура, новая религия, в которой и появляется та деревянная скульптура, ставшая основой коллекции, собранной в Перми". Другими словами, развитие пермской деревянной скульптуры в первую очередь связано с влиянием русской культуры и православной религии.

Про западное влияние Серебряников пишет, что дальнейшему развитию культуры деревянной скульптуры в XVIII в. "возможно благоприятствовало управление Пермской епархией епископов, украинцев по происхождению, привыкших на родине к деревянным скульптурам". "Среди ссыльных поляков и шведов, которые использовались здесь и для церковного строительства, могли оказаться лица, знакомые с ваянием у себя на родине" – пишет исследователь, но подчеркивает, что "механического восприятия новых форм ваяния местными мастерами не последовало".

А теперь посмотрите мой прошлогодний фоторепортаж из Перми о собрании деревянной скульптуры и перечитайте еще раз то, что написала Саша Денисова в "Русском репортере". Бумага все стерпит?

P.S. Вроде бы мелочь, один абзац ернического, глупого текста, а вот, гляди-ка, задело меня за живое. Обидно стало за "николушек".
Subscribe
promo adagamov.info march 31, 2019 17:47
Buy for 2 000 tokens
Вы помогаете самым слабым и беззащитным - детям и взрослым, чья жизнь близка к завершению. Мы не знаем, сколько времени осталось, но с вашей помощью стараемся каждый день жизни наших пациентов сделать комфортнее, теплее и светлее. Спасибо за помощь! Сделать пожертвование:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 213 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →